В силу сложной политической и социальной ситуации в стране в республике в последние годы, по сравнению с ситуацией середины 2000-х гг., участились случаи проявлений антисемитизма, в частности, акты вандализма.
В силу как скоротечности, так и (относительно) небольшого количества жертв, а также высокой точности применения силы со стороны израильских военных, что привело к минимализации потерь среди мирного палестинского населения, операция «Облачный столп» не вызвала на постсоветском пространстве такого всплеска антиизраильской активности, как, к примеру, проходившая в декабре 2008 г. – январе 2009 г. более масштабная контртеррористическая операция «Литой свинец».
В определенной среде формируется настоящий культ «политзаключенных» и «жертв репрессий со стороны режима». Ксенофобы, подозреваемые (или признанные виновными) в совершении тяжких преступлений, связанных с насилием и т.п., героизируются не только в национал-экстремистской среде, но и в гораздо более широких оппозиционных кругах.
Насколько тенденция к усилению артикулированных национал-радикальных и агрессивных ксенофобских настроений, очевидно проявившаяся на последних парламентских выборах и фиксировавшаяся по ряду других показателей в последние годы, выделяет нашу страну на фоне ситуации в других европейских странах?
Все сказанное, конечно, не отменяет сомнений в оправданности ограничения свободы молодого человека, проходящего исключительно по эпизоду с граффити. Однако имеющаяся информация в совокупности (все-таки речь идет о расследовании и приговоре в рамках одного уголовного дела) позволяет с другой стороны посмотреть на деятельность молодых «сумских патриотов». Не уверен, что демократической оппозиции действительно нужны именно такие «герои сопротивления режиму».
В данном контексте украинские евреи стали разменной монетой в информационных играх, а по-настоящему опасные тенденции в идеологии и деятельности украинских правых экстремистов были отодвинуты на задний план полуанекдотической экспрессивной полемикой «за ни о чем», каких ежедневно происходят тысячи в социальных сетях.
Подчеркивая недопустимость оправдания антисемитских высказываний псевдонаучными лингвистическими аргументами, Ваад Украины призывает также воздерживаться от неоправданных обобщений и нездорового нагнетания эмоций вокруг отдельных аспектов словоупотребления в публичном дискурсе.